Газета "Перископ" 13-07-2000
Рубрика "О том, о сём..."
АРТ-БАТ: с "панели" на выставку
(или АРТ-БАТ - "исключительно высокое искусство")
В четверг в ОДРИ открылась выставка объединения художников
АРТ-БАТ. По словам организаторов, это была третья попытка
"загнать АРТ-бандитов в рамки выставки".
Если заглянуть в историю этого объединения, то окажется,
что зародилось оно около 10 лет назад непосредственно
у Золотых ворот. Именно туда один из зачинателей движения,
В.Беляев вышел однажды со своими картинами - вышел
"на панель", шутят художники, с целью донести искусство
до народа, куда ему прямая дорога, как считает художник.
Так, сам того не подозревая, он создал наш, владимирский
скромный вариант московского Арбата или Невского проспекта
в Санкт-Петербурге. Теперь без этого уголка "не совсем
формального" искусства пятачок у Золотых кажется опустевшим.
Постепенно к Беляеву стали "прилипать" те или иные
"неприкаянные" художники, не пожелавшие прибиться
ни к другим группам, ни к Союзу художников. Теперь сюда
входят не только живописцы, но и "прикладники", скульпторы,
фотографы, музыканты. APT-БАТом их окрестила некая журналистка,
использовав вольную транскрипцию английского
"лучшее искусство".
Участники выставки - люди, прежде всего, талантливые. Они
не делятся на профанов и профессионалов, они художники
- именно по этому принципу и объединяются. И главное, это
люди неординарные, "вольные", не скованные какими-либо рамками.
Большинство выставляется не только в России, но и за рубежом.
На нынешней выставке их пятеро. О.Шиленков. - и драматург,
и кукольник, художник-портретист в одном лице. Пока остальные
авторы, как им и положено, открывали выставку, общаясь
с посетителями, он невозмутимо сидел на улице - рисовал портрет
девушки, с натуры, разумеется. Работ В.Беляева большинство,
почти на всех море и кипарисы - это объясняется интересом
автора к личности адмирала Лазарева и детством, проведённым
в Николаеве. О.Золотова представлена "цветочными картинами".
Яркие, солнечные (даже ночью), "радостные" букеты буквально
излучают тепло.
Работы Михаила Осокина - фольклорно-эротические мотивы
на фоне жёлто-оранжевого (любовного?) зноя. Даже русалки
нетрадиционно бледно-зелены, будто резвятся не в воде,
а в раскалённом летнем воздухе. И, наконец, "Ожидание"
Е.Гусенкова - чем-то напоминающее блоковские туманы
"незнакомки".
Картин немного. Обьединяет большинство из них - техника
фактурной живописи. Контуры рельефны, одни обманчиво
просты, другие сказочно-загадочны. Все авторы очень
разные. Воистину, каждый видит и самовыражается
по-своему. Если ваш взгляд на мир совпадет с видением
автора, вы можете приобрести понравившуюся работу - все
они продаются и выставляются до 20 июля.
Наталья Закирова.
Вечер на "рейде"
Третья выставка творческого объединеиня "Арт-бат", открытие
которой состоялось 7 июля в ОДРИ, по традиции складывалась
из контрастов. Высокий профессионализм одних работ - и
крайняя степень творческой раскованности "любителей":
наивное искусство в апогее.
Наиболее обильно было представлено творчество инициатора
выставки - художника, шлифующего своё творческое кредо то
на "ладошке" Театральной площади, то под боком Козлова вала.
Пейзажи Виктора Беляева сложно отнести к какой-либо
пейзажной школе. Это не живопись. Но и не "поп", и
не "соц-арт". Лепные деревья, стога, скалы и айсберги
на фоне заботливо писанных маслом лугов, полян и морских
просторов призваны, как видно, удивлять. И они удивляют.
Кажется, ещё немного - и щедрая фантазия художника
подскажет ему, как снабдить полотна тайной подсветкой
или хитрым механизмом, чтобы по желанию зрителя менять
время суток внутри этих микромакетов стилизованной,
обутафоренной "природы", которую можно безбоязненно
потрогать и поковырять. Бесхитростная зазывность уличного
искусства в сочетании с добродушно-общительным характером
автора явно расположило к нему журналистские сердца:
окружённый камерами и микрофонами В.В.Беляев чувствовал
себя вполне счастливым. Другой яркой фигурой презентации
оказалась Ольга Золотова - единственная женщина
"на корабле". Зато - какая женщина! Бестрепетной рукой
вдребезги разбив о борт "Арт-батовского" судна самую
настоящую бутылку "Шампанского", Ольга решительно встала
на капитанский мостик, увлечённо рассказывая о планах
и перспективах объединения, намеренного придать выставке
характер "передвижной". Несколько натюрмортов
(исключительно букеты цветов) Олиной кисти свидетельствуют
об её более традиционной творческой ориентации. Хотя и
здесь намечается страсть к фактуре, к "лепнине",
к предельной конкретности образа. Совсем иное впечатление
производят работы трёх других художников, принявших
участие в выставке. Рельефные панно, выполненные
в сдержанной колористической гамме, почти в монохромности,
но - в разудалой игровой, юмористической тональности
представил самый известный "арт-батовец", профессиональный
художник-кукольник, создатель и вдохновитель некогда
популярного в области театра-содружества "МиК"
("Мы и куклы"), режиссёр, драматург, ныне весьма
символично зарабатывающий на хлеб насущный с помощью
искусства уличного моментального портрета (по примеру
московского "Монмартра" - в лучших традициях владимирского
"Арт-бата")... Ну, конечно же, это Олег Шиленков! Скромный,
но не простой. Талантливый - и немногословный. Он, как
А.П.Чехов, всё говорит своим творчеством. Без лишних
личных комментариев. Панно О.Р.Шиленкова и в самом
деле очень выразительны. Особенно "Кукольник" и "Фавн".
Это и как бы жанровые картинки, и щедро приправленные
иронией или теплой лукавинкой фантасмагории-символы.
К тому же панно эти очень декоративны и способны ощутимо
оживить, украсить любой интерьер. Не менее декоративны,
но куда более куртуазно-изощрённы графические работы
М.Т.Осокина ("Игра русалок" и "Приключения морского
кота"). Тонкая игра линий, изящно-грациозная подача
эротического сюжета, изысканный юмор - таковы особенности
его манеры. И, наконец, три картины Е.Я.Гусенкова.
Два поэтичных пейзажа "Ранняя зима - 1" и
"Ранняя зима - 2" и полный лиризма "портрет в интерьере"
- очень личностная, завораживающая зарисовка, почти
эскиз - "Ожидание". Без них выставка не была бы полной.
Без них она была бы лишь усмешкой художников. Глубокая
лирическая нота работ Е.Гусенкова прибавила к забавам
"арт-батовцев" нечто истинное, глубинное, волнующее.
Быть может, в изобилии снастей творческой шхуны "Арт-бат"
картинам Е.Гусенкова досталась роль парусов? Что ж,
попутного ветра вам, ребята! И Синей птицы, зовущей
за горизонт.
Тина Элтонс.
|
|