Вернуться

Золотой цветок

 

Газета "Перископ"
13-07-2000

Рубрика "О том, о сём..."

АРТ-БАТ: с "панели" на выставку
(или АРТ-БАТ - "исключительно высокое искусство")

      В четверг в ОДРИ открылась выставка объединения художников АРТ-БАТ. По словам организаторов, это была третья попытка "загнать АРТ-бандитов в рамки выставки".

      Если заглянуть в историю этого объединения, то окажется, что зародилось оно около 10 лет назад непосредственно у Золотых ворот. Именно туда один из зачинателей движения, В.Беляев вышел однажды со своими картинами - вышел "на панель", шутят художники, с целью донести искусство до народа, куда ему прямая дорога, как считает художник. Так, сам того не подозревая, он создал наш, владимирский скромный вариант московского Арбата или Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Теперь без этого уголка "не совсем формального" искусства пятачок у Золотых кажется опустевшим. Постепенно к Беляеву стали "прилипать" те или иные "неприкаянные" художники, не пожелавшие прибиться ни к другим группам, ни к Союзу художников. Теперь сюда входят не только живописцы, но и "прикладники", скульпторы, фотографы, музыканты. APT-БАТом их окрестила некая журналистка, использовав вольную транскрипцию английского "лучшее искусство".

      Участники выставки - люди, прежде всего, талантливые. Они не делятся на профанов и профессионалов, они художники - именно по этому принципу и объединяются. И главное, это люди неординарные, "вольные", не скованные какими-либо рамками. Большинство выставляется не только в России, но и за рубежом. На нынешней выставке их пятеро. О.Шиленков. - и драматург, и кукольник, художник-портретист в одном лице. Пока остальные авторы, как им и положено, открывали выставку, общаясь с посетителями, он невозмутимо сидел на улице - рисовал портрет девушки, с натуры, разумеется. Работ В.Беляева большинство, почти на всех море и кипарисы - это объясняется интересом автора к личности адмирала Лазарева и детством, проведённым в Николаеве. О.Золотова представлена "цветочными картинами". Яркие, солнечные (даже ночью), "радостные" букеты буквально излучают тепло.

      Работы Михаила Осокина - фольклорно-эротические мотивы на фоне жёлто-оранжевого (любовного?) зноя. Даже русалки нетрадиционно бледно-зелены, будто резвятся не в воде, а в раскалённом летнем воздухе. И, наконец, "Ожидание" Е.Гусенкова - чем-то напоминающее блоковские туманы "незнакомки".

      Картин немного. Обьединяет большинство из них - техника фактурной живописи. Контуры рельефны, одни обманчиво просты, другие сказочно-загадочны. Все авторы очень разные. Воистину, каждый видит и самовыражается по-своему. Если ваш взгляд на мир совпадет с видением автора, вы можете приобрести понравившуюся работу - все они продаются и выставляются до 20 июля.

Наталья Закирова.



Вечер на "рейде"

      Третья выставка творческого объединеиня "Арт-бат", открытие которой состоялось 7 июля в ОДРИ, по традиции складывалась из контрастов. Высокий профессионализм одних работ - и крайняя степень творческой раскованности "любителей": наивное искусство в апогее.

      Наиболее обильно было представлено творчество инициатора выставки - художника, шлифующего своё творческое кредо то на "ладошке" Театральной площади, то под боком Козлова вала. Пейзажи Виктора Беляева сложно отнести к какой-либо пейзажной школе. Это не живопись. Но и не "поп", и не "соц-арт". Лепные деревья, стога, скалы и айсберги на фоне заботливо писанных маслом лугов, полян и морских просторов призваны, как видно, удивлять. И они удивляют. Кажется, ещё немного - и щедрая фантазия художника подскажет ему, как снабдить полотна тайной подсветкой или хитрым механизмом, чтобы по желанию зрителя менять время суток внутри этих микромакетов стилизованной, обутафоренной "природы", которую можно безбоязненно потрогать и поковырять. Бесхитростная зазывность уличного искусства в сочетании с добродушно-общительным характером автора явно расположило к нему журналистские сердца: окружённый камерами и микрофонами В.В.Беляев чувствовал себя вполне счастливым. Другой яркой фигурой презентации оказалась Ольга Золотова - единственная женщина "на корабле". Зато - какая женщина! Бестрепетной рукой вдребезги разбив о борт "Арт-батовского" судна самую настоящую бутылку "Шампанского", Ольга решительно встала на капитанский мостик, увлечённо рассказывая о планах и перспективах объединения, намеренного придать выставке характер "передвижной". Несколько натюрмортов (исключительно букеты цветов) Олиной кисти свидетельствуют об её более традиционной творческой ориентации. Хотя и здесь намечается страсть к фактуре, к "лепнине", к предельной конкретности образа. Совсем иное впечатление производят работы трёх других художников, принявших участие в выставке. Рельефные панно, выполненные в сдержанной колористической гамме, почти в монохромности, но - в разудалой игровой, юмористической тональности представил самый известный "арт-батовец", профессиональный художник-кукольник, создатель и вдохновитель некогда популярного в области театра-содружества "МиК" ("Мы и куклы"), режиссёр, драматург, ныне весьма символично зарабатывающий на хлеб насущный с помощью искусства уличного моментального портрета (по примеру московского "Монмартра" - в лучших традициях владимирского "Арт-бата")... Ну, конечно же, это Олег Шиленков! Скромный, но не простой. Талантливый - и немногословный. Он, как А.П.Чехов, всё говорит своим творчеством. Без лишних личных комментариев. Панно О.Р.Шиленкова и в самом деле очень выразительны. Особенно "Кукольник" и "Фавн". Это и как бы жанровые картинки, и щедро приправленные иронией или теплой лукавинкой фантасмагории-символы. К тому же панно эти очень декоративны и способны ощутимо оживить, украсить любой интерьер. Не менее декоративны, но куда более куртуазно-изощрённы графические работы М.Т.Осокина ("Игра русалок" и "Приключения морского кота"). Тонкая игра линий, изящно-грациозная подача эротического сюжета, изысканный юмор - таковы особенности его манеры. И, наконец, три картины Е.Я.Гусенкова. Два поэтичных пейзажа "Ранняя зима - 1" и "Ранняя зима - 2" и полный лиризма "портрет в интерьере" - очень личностная, завораживающая зарисовка, почти эскиз - "Ожидание". Без них выставка не была бы полной. Без них она была бы лишь усмешкой художников. Глубокая лирическая нота работ Е.Гусенкова прибавила к забавам "арт-батовцев" нечто истинное, глубинное, волнующее. Быть может, в изобилии снастей творческой шхуны "Арт-бат" картинам Е.Гусенкова досталась роль парусов? Что ж, попутного ветра вам, ребята! И Синей птицы, зовущей за горизонт.

Тина Элтонс.

Разделитель

Золотой цветок